«Требуется водитель на скорую помощь. Зарплата – 43 тыс. руб. на руки». Подобные объявления регулярно встречаются на сайтах по поиску работы. Казалось бы, зарплата для городского округа Чехов, да и всего Подмосковья, неплохая, график работы сменный. Но почему водители медицинских карет не задерживаются на своих местах и пересаживаются на фуры или такси? Журналисты «Читают Все» попытались в этом разобраться.
Фёдор работает в такси уже год. До этого несколько лет трудился на скорой помощи в Чехове. Он с огромным удовольствием вспоминает это время. Говорит, что чувствовал свою важность и нужность, слышал много добрых слов от пациентов, да и коллектив на подстанции дружный. Но этого для главы семейства недостаточно. Как говорят сами водители «на скоряках»: раньше на зарплаты можно было жить, теперь – только существовать.
- Во время ковида у нас были солидные доплаты, и выходила хорошая сумма, а теперь вернули старые оклады. Я год назад получал 30 тысяч рублей, максимум – 32 тысячи. Сама работа мне нравилась, но нам постоянно «накидывали» обязанности, например, выносить больных из квартир. А ведь они бывают тучные. Вот представьте: вы его с пятого этажа несёте, а потом трясущимися руками везёте в какой-нибудь Егорьевск. Ещё ко всему прочему не все машины закрываются. И, получается, пока ты занимаешься больным, автомобиль открыт, а внутри дорогое оборудование, – делится воспоминаниями бывший водитель чеховской скорой.
У Фёдора был минимальный стаж работы в медучреждении, поэтому он получал минимальный оклад и процент надбавок. Водители с максимальным стажем, а это от семи лет, зарабатывают чуть больше: в среднем, с графиком сутки-трое, в месяц у них выходит порядка 45 тысяч рублей. Говорят, раньше было меньше.
- В последнее время нам стали начислять доплаты за напряжённый труд, стимулирующие. Но и требуют за это тоже немало. Из последнего: мыть машину, вручную и на территории подстанции, – рассказывает действующий водитель чеховской скорой. – Конечно, денег не хватает, приходится подрабатывать. Кто-то в такси, кто-то перевозками занимается. Иначе не проживёшь.
Сегодня Фёдор-таксист, сравнивая загруженность бывших коллег, понимает, что финансово не прогадал. При работе по тому же графику, что и водители скорой помощи, он может получить доход на 30 тысяч больше. И это не предел.
- Я тоже скоро напишу заявление на уход. Работа сложная, рискованная, хоть и важная, нужная. Это не просто крутить баранку, тут надо уметь маневрировать, вести машину быстро, но аккуратно, а на дороге столько дураков бывает: один пропустит, другой нет. Или, вот, например, думаете закатить и выкатить носилки с пациентом просто? А вот и нет, нужна немалая сила и сноровка, –рассказывает о своей работе единственная в Московской области женщина-водитель скорой помощи Татьяна Пархонина.
Она живёт и работает в Коломне, является своеобразной легендой Подмосковной «скорой». Пархониной 60 лет, водителем спецтранспорта работает с 2002 года и всегда – наравне с мужчинами.
- У меня стаж водительский 42 года. После окончания школы я пришла в автотранспортный цех на завод тяжёлого станкостроения. И долгие годы была водителем. А потом вышла замуж, получила профессию автомеханик, затем появились дети, и пришлось сменить сферу деятельности. Стала заниматься фермерством, – продолжает Татьяна.
Трудолюбивой женщине администрация выделила землю для развития, в 90-х её фермерское хозяйство насчитывало порядка 20 поросят, 8 коров и около 20 быков. Пархонина входила в тройку лучших фермеров Коломенского района. Но по семейным обстоятельствам пришлось снова поменять сферу деятельности, и Татьяна вернулась к вождению. Скорость всегда была её страстью. А когда можно гонять на законных основаниях, да ещё и приносить пользу людям, это вдвойне приятно.
- Конечно, отношение в коллективе пришлось налаживать, но мне не привыкать. Больше хамства встречается от жителей: часто слышу, что не там припарковалась, не так завернула и вообще, не была бы бабой, то получила…, – усмехается Татьяна. – Я буду очень скучать по этой работе, но, к сожалению, другого варианта нет.
Кажется, что по призванию можно быть учителем, медиком, но не водителем. С этим утверждением поспорят те, кто, несмотря на все сложности и небольшой доход, выходят в рейс и спасают жизни. Да, водители тоже могут спасать, они помогают бригаде транспортировать больного, защищают фельдшеров от буйных пациентов, лихо маневрируют по «встречке», когда жизнь человека висит на волоске, и дорога каждая секунда.
«Читают Все» №24 (196) от 01 декабря 2023 г.