Не стало ветерана ВОВ Марии Прощенко, которая 2 года боролась за право стать россиянкой. 5 мая она отметила 95-летие.
Обворожительная, активная, жизнелюбивая пенсионерка очаровала всю редакцию "ЧВ". О том, что ветеран Великой Отечественной войны не может получить гражданство и вынуждена жить за счет сына в Манушкино, нам рассказал депутат Юрий Буров. Дело в том, что в Чехов Мария Васильевна переехала из Донецка и все документы у нее украинские. Местный УФМС затягивал процесс оформления российского паспорта и удостоверения.
- Мы думали, что для ветеранов, которые вынуждены переехать к детям в Россию, есть льготные очереди или оформление гражданства, но нет,- сокрушалась женщина в 2019 году.
Это по бумагам она была приезжая, а родилась Мария Васильевна в подмосковном Ступино, там же и встретила войну.
- Помню, сирена страшно гудела. А уже 23 июня я пошла работать лаборанткой в механический цех засекреченного авиационного завода, - рассказывала Мария Васильевна.
В конце 1941 года всю молодежь из Ступино отправили на земляные работы - строить запасную железную дорогу Серпухов-Подольск. Хрупкие девочки разносили землю и разравнивали поверхность для прокладки рельс. 16-летняя Маша, как и весь стройотряд, жила «на дворах», работала без варежек в одной юбке, ела только раз в сутки: кашу, чай с сахарином и 500 граммов хлеба. В октябре 1942 года строительные работы на железной дороге закончились и всех вернули на завод в Ступино. В мае 1945-го после тяжелого дня работникам сообщили об окончании войны.
20-летней девушке на заводе пообещали повышение, и она не хотела покидать Ступино, но отец увез всю семью в Валуйки, затем в деревню Тополи Харьковской области. Мария не видела будущего на селе и, продав кружева, которые сама связала, уехала в украинский город Енакиево. Там она вышла замуж, родила детей. В трудовой книжке ветерана множество записей: начальник паспортного стола, почтальон, нянечка в детдоме, сестра-хозяйка в больнице, рабочая на мельнице.
Несколько раз женщина пыталась поменять место жительства. Жила в Казахстане, на Севере, но всегда возвращалась в ставшее родным Енакиево, где в 2014-м году Мария Васильевна вновь услышала выстрелы. Здесь началась война:
- От нас Горловка в 18 километрах, Дебальцево в 20 километрах. Бомбили сильно, город очень пострадал: разбили школу, училище, многие дома. Но мой двор несчастье миновало, - вспоминала Мария Васильевна. - Эта война страшнее Великой Отечественной. Тогда хоть мы знали, за что несем людские потери и голодаем.
Тогда же сын Марии Васильевны Павел забрал мать к себе в Манушкино, но уже на следующий год она вернулась домой. Прожила в Енакиево пару лет и переехала к сыну обратно - одной было тяжело в большом доме.
Два года вся семья Прощенко боролась за получение российского гражданства. С просьбой помочь в решении вопроса депутат Юрий Буров и сын ветерана обратились в редакцию портала «Чехов Вид», газеты «Читают Все», прокуратуру и администрацию городского округа. На личном приеме глава Чехова Григорий Артамонов обещал депутату, что паспорт ветеран получит в кратчайшие сроки. Накануне своего дня рождения, которое Мария Васильевна отметила 5 мая и 75-й годовщины Победы, ей, наконец, вручили долгожданный документ - российский паспорт.
- Маме дали паспорт гражданина РФ в мае этого года и пенсию за 12 месяцев. Правда, удостоверение участника войны, выданное на Украине, заменили удостоверением работника тыла, но сил доказывать что-то у меня просто не было. В июле ей принесли 50 000 рублей в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, - рассказал сын Марии Прощенко.
Она очень ждала выплаты. Независимая женщина, привыкшая всегда рассчитывать только на себя, не могла смириться с ролью "иждивенца". Часть полученных средств Мария Васильевна попросила отправить внучке в Енакиево, которая живет сейчас в ее доме. Та сделала новый забор.
- На "путинские" деньги мы похоронили маму, - едва сдерживая слезы рассказал Павел.
Мария Васильевна в последние месяцы сильно болела. У нее был тромбофлебит, затем развилась гангрена. Она отказалась от госпитализации со словами, что хочет умереть дома и не даст ампутировать ноги. На боль жаловалась редко, но часто ругалась на сына, что тот курит. На следующий день после смерти матери, Павел съездил к специалистам и закодировался от курения.
Похоронили Марию Васильевну Прощенко на Кулаковском кладбище.
Редакция "ЧВ" выражает соболезнования семье ветерана.