«Моя милиция меня бережёт…» Эти слова из поэмы Владимира Маяковского «Хорошо!» многие десятилетия для советских людей были истиной, не требующей доказательства. 10 ноября каждого года празднуется День милиции (с 2011 г. – День сотрудника органов внутренних дел). Действительно, уже на третий день после взятия большевиками власти, 10 ноября (28 октября по старому стилю) 1917 года первым наркомом по внутренним делам А. И. Рыковым было подписано постановление «О рабочей милиции».
Тогда среди большевиков преобладало утопическое представление о милиции, как о «добровольно вооружённом народе». Вот как об этом писал в марте 1917 г. В.И. Ульянов (Ленин): «Какая милиция нужна нам, пролетариату, всем трудящимся? Действительно народная, то есть, во-первых, состоящая из всего поголовно населения, из всех взрослых граждан обоего пола, а во-вторых, соединяющая в себе функции народной армии с функциями полиции».
Однако суровая реальность диктовала иное решение – создание кадровой, профессиональной милиции. Поднявшаяся после свержения царя при Временном правительстве волна преступности захлёстывала Россию: убийства, погромы, массовые беспорядки, самосуды, поджоги, грабежи, разбои, насилия над личностью и т.д. Вот с таким «наследием» с первых дней своего существования столкнулась советская милиция.
Немногие сохранившиеся документы дают представление о работе милиции в первые годы Советской власти в Серпуховском уезде и части его волостей – Лопасненской, Бавыкинской и Стремиловской (сейчас это территория городского округа Чехов).
Становление советской милиции шло трудно. Лишь к весне 1918 г. в волостях Серпуховского уезда старая милиция, укомплектованная ещё при Временном правительстве, была ликвидирована, и обеспечение правопорядка на селе перешло в ведение волостных Советов, которые сами финансировали содержание милиционеров. В Серпухове милиция пока сохранялась в старом составе, но в подчинении Советов рабочих депутатов. Однако этих мер было недостаточно.
Вот, что говорилось в инспекторском докладе от 14 июня 1918 г. о ситуации в Серпуховском уезде: «…Милиция существует только в городе, 80 человек... В уезде (т.е. в волостях) милиция ввиду ненадёжности состава расформирована».
В августе 1918 г. прошла жёсткая «чистка» милиции. По указанию Московского губернского Совета уволили «всех настроенных враждебно или просто нейтрально к Советской власти». Одновременно были существенно увеличены оклады – «450 руб. пешим и 600 руб. конным милиционерам» (это был уровень членов волостных исполкомов Советов).
К 1919 г. милиция уезда стала вполне боеспособной. В Серпухове правопорядок обеспечивали 147 милиционеров, ещё 108 работали в 10 волостях. В эти годы численность населения уезда составляла 185,5 тыс. человек (71,5 тыс. городских и 114 тыс. сельских жителей), в волостях было 330 сёл и деревень. В том числе в Лопасненской волости 43 селения, в Бавыкинской – 32, в Стремиловской – 40.
Во время Гражданской войны (1918 – 1920 гг.) среди важнейших задач милиции уезда были борьба с дезертирами, часто имеющими оружие, спекулянтами продовольствием и самогонщиками. Кроме того, в сводках чаще всего фигурировали кражи, вооружённые грабежи, картёжные игры, подделка денежных знаков. Убийств было относительно немного.
В начале 1924 г. милицией были ликвидированы две крупные банды – одна находилась в Чепелёве, а вторая замышляла пустить под откос и ограбить пассажирский поезд. Во второй половине 1920-х гг. была уничтожена банда, которая базировалась на заброшенном лесном хуторе близ д. Пешково и терроризировала местное население.
Архивы сохранили для нас имена милиционеров, обеспечивавших в 1920 г. правопорядок в 1-м Лопасненском «районе милиции» (в него входили 130 селений четырёх волостей – Лопасненской, Стремиловской, Бавыкинской и Алексеевской):
начальник милиции – Шишкин Павел Егорович, коммунист;
- 6 милиционеров в «районе» и 6 – на станции Лопасня;
Стремиловская волость:
- Мышляев Пётр Егорович, старший милиционер;
Бавыкинская волость:
- Филиппов Михаил Петрович, старший милиционер;
Алексеевская волость:
- Волочкин Павел Маркович, старший милиционер.
В «Инструкции волостным милиционерам» (1920 г.) детально расписаны поистине безбрежные обязанности милиционера, работавшего в сельской местности. Помимо борьбы с уголовной преступностью он должен был:
- «устранять всякие бесстыдные, соединённые с соблазном, действия на улицах и в публичных местах, как, например, публичный разврат, пьянство, бесстыдные ругательства и тому подобное»,
- «не допускать азартные игры (кости, орлянка, карты)»,
- «возвращать домой людей, повреждённых в уме»,
- «запрещать выпускать на улицу собак, бросающихся на людей», «непомерно быструю езду по улицам», «перекапывание дорог», «вымачивание льна и конопли в ручьях, откуда берут воду»…и т.д.
Со всем этим, наверное, не смог бы справиться даже легендарный киношный участковый уполномоченный Анискин. Но люди знали, что за помощью они всегда могут обратиться в рабоче-крестьянскую милицию.
Юрий Кобяков, «Читают Все»