О том, что решётчатые стальные конструкции в Берёзовой роще подмосковного Чехова, обнесённые зеленым забором, – это голубятня, знает каждый местный. Но мало кто знаком с её историей. Мы расскажем о людях, которые создавали дом для пернатых, об их фанатичной любви к голубям и том, как чеховские птицы, обученные тремя энтузиастами, побывали на Олимпиаде-80 в Лужниках.
Эта история началась в 1975 году, когда три приятеля, увлечённые голубями, решили организовать место для разведения этих птиц. Это Владимир Голованов и Илья Кузьмин, работавшие шофёрами, а также спортсмен Владимир Немуров. Мужчины взяли в местном исполкоме разрешение на небольшой участок рядом с ветлечебницей и стали возводить строения для птиц. Металлом достать тогда было непросто – помогли знакомые, а доски приносили, откуда придётся. Когда дом для пернатых был готов, его зарегистрировали как питомник, а главные чеховские голубеводы стали членами единственного клуба в Москве.
- Голубятня была разделена между владельцами. Самая большая часть – дедушкина: он занимался с Владимиром Немуровым спортивными голубями. А Владимир Голованов разводил декоративных, – рассказывает внук Ильи Кузьмина Максим.
- «Жигули» тогда стоили 5 тысяч рублей, а пара декоративных голубей обходилась в тысячу. И Владимир их покупал, он очень любил декоративных голубей: они красивые, крупнее обычных, и отличались своими особенными лётными качествами, – вспоминает чеховский голубевод Владимир Немуров.
В конце знаменитого советского фильма «Любовь и голуби» главный герой рассказывает именно о декоративных птицах, как они сначала взвиваются вверх, а потом «камнем падают вниз».
Спортивные голуби – совсем другие, они более статные, широкоплечие, с сильными крыльями. Таких и разводили Немуров и Кузьмин. Чеховские голуби славились на всю страну. Мужчины заботились о них вместе: доставали дефицитные в то время витамины, делали импортные прививки, закупали по сносной цене корм через знакомых и практически каждый день тренировали. Сажали пернатых в коробку из-под апельсинов, увозили в другой город, выпускали их, а сами уезжали домой и ждали возвращения «лётных». Бывало, что голуби уже через 40 минут из Серпухова возвращались обратно. А случалось, что птица терялась, и прилетала в голубятню только через 30 дней.
- Мы часто своих голубей возили на соревнования. Организаторы их собирали в одном месте, надевали контрольные кольца, выпускали и отправляли в путь. А мы были дома и ждали результатов, бегали на почтамт, узнавали, прилетел ли наш голубь. Наши птицы преодолевали колоссальные расстояния: от Орла, Воронежа, Харькова и даже Минеральных вод до Чехова. И занимали призовые места, – предаётся воспоминаниям голубевод Владимир Немуров. – А когда наших голубей пригласили принять участие в открытии Олимпиады-80, мы знали, что это заслуженно. Они от стадиона Лужники до Чехова за 45 минут долетели.
На каждых соревнованиях птицам начисляли баллы, по итогам года определялись лидеры. Их вывозили на выставку спортивных голубей. Как-то чеховский пернатый стал призёром европейских соревнований в Польше. Тренерам-голубеводам даже предлагали обменять птицу на новый «Мерседес», но они отказались.
В 80-х годах чеховская голубятня насчитывала около 200 птиц. Имена им не давали, каждого называли по последним двум цифрам уникального номера, выбитого на кольце, который надевали на лапу. По этим цифрам можно было считать всю родословную пернатого, вплоть до 10 поколения.
- В 1989 году меня пригласили на работу тренером в «Спартак», потом пришлось колесить по разным городам, и как-то отошёл от этого дела. Голубей своих раздал, последнего подарил чеховскому крупному бизнесмену и меценату. Сейчас птицы наши просто живут и содержатся в разных местах, они уже не чистокровные, – делится Владимир Немуров.
Несколько недель назад на здании голубятни почти с 50-летней историей появилось предупреждение от администрации округа о требовании привести документацию в порядок или снести строения.
- Вместе с Владимиром Головановым мы занимались содержанием и разведением голубей, реставрацией строений. Когда его не стало, я остался один здесь за хозяина, – поясняет Андрей Жуков. – Когда увидел извещение, сразу направил разрешительные документы, выданные ещё в 70-х годах в администрацию. Сюда уже приходили специалисты, намечали точки, обещали на следующей неделе всё оформить. Так что всё хорошо должно быть.
Сейчас в голубятне Андрей содержит порядка 70 птиц, в основном это бакинские голуби – самая любимая его порода. Мужчина их регулярно «гоняет», то есть выпускает на волю, и они могут по 6-8 часов парить над облаками.
«Читают Все» №23 (195) от 17 ноября 2023 г.