«Скоро дом сложится, как карточный. Мы боимся здесь жить». Так о своих проблемных домах говорят люди в посёлке Мещерское городского округа Чехов. Две двухэтажки под номерами 1ф и 2ф в прямом смысле трещат по швам. Одна из построек стоит на подпорках, у другой – щели шириной с ладонь и вот-вот рухнут балконы. Местные так устали добиваться помощи от чиновников и коммунальщиков, что опустили руки. За право переселения из руин продолжают бороться единицы.
Домам 1ф и 2ф в Мещерском – больше 70-лет. Глядя на эти ветхие строения, удивляешься, что там ещё кто-то живёт. Однако дом – густонаселённый, более того: здесь вынужденно ютятся и дети, и старики.
- Я получала свою квартиру в 52 «квадрата», когда главой тогда ещё Чеховского района был Геннадий Недосека, а я только начала работать в Мещерской больнице, – рассказывает жительница дома 2ф Елена Макалова. – Тогда мне дали «трёшку» на первом этаже, как временное жильё, но я тут уже 27 лет. Квартиры у нас в доме муниципальные, не приватизированные, но никакого ремонта у нас не было лет 10 точно. Да и что ремонтировать, когда всё рушится.
Женщина вырастила здесь троих детей, раньше в квартире проживали и внуки. Но после того, как однажды в ванной комнате рухнул потолок, дочь с малышами переехала на съёмную квартиру, а сын с семьёй – к родственникам жены. В родных, но разрушающихся стенах осталась только Елена с мужем. Им переезжать некуда.
- 6 июня этого года нам отключили газ. Пришли специалисты и сказали, что в доме нет вентиляционной системы, а это нарушает правила эксплуатации. Единственный вариант – построить воздуховод, но этого никто не собирается делать, – делится женщина.
С середины лета жители готовят еду на электроплите. Ежемесячный платёж за электричество вырос в разы: у Макаловых, например, улетает по 3-4 тысячи рублей. Плюс 13 тыс. руб. за ЖКУ, куда входит содержание жилого фонда, это около 2 тыс. руб.
Вот только, по словам людей, их дома коммунальщики посещают нечасто. Последний раз приезжали, чтобы сообщить, что вентиляционную систему по требованию газовых служб организовать не получится, так как строения слишком ветхие и могут в прямом смысле рухнуть от подобных работ. Надежда, что в дома вернётся газ, исчезла.
- Наши дома был изначально с печным отоплением, потом провели газ и центральное водоснабжение. Видимо, снова нужно возвращаться к печкам, потому что никто не собирается решать нашу проблему, – возмущаются жильцы двух домов.
А проблем в домах, действительно, много. Люди при помощи депутата Госдумы даже провели экспертизу строений. В заключении регионального управления госжилнадзора говорится, что дома 1ф и 2ф в Мещерском «необходимо признать непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции». На последнее надежды мало, ведь в Фонд капремонта жильцы взносы они не платят: эта строка в квитанции отсутствует.
Правда, в администрации округа, видимо, этот факт не учитывают, когда отвечают на жалобы мещерцев. Чиновники рапортуют: «Управляющей организации ООО «ЖКХ города Чехов» дано поручение о проведении общего собрания собственников жилья многоквартирного дома с включением в повестку собрания вопроса о проведении работ по капитальному ремонту кровельного покрытия, фасада, балконных плит, перекрытий и внутридомовых инженерных систем в 2025 году».
Получая такие ответы, люди недоумевают, почему их называют собственниками, ведь квартиры у них муниципальные, неприватизированные.
- Просто делаем выводы, что в нашу ситуацию никто даже не вникает. Просто тянут время. Только чего ждут? Когда балкон, который держится на честном слове и уже частично лежит на моём окне, рухнет? Когда подпорки, которые держат соседний дом 1ф, сгниют? Почему дома не признают аварийными? Не хотят, видимо, тратиться на расселение, но нам-то жить страшно, – рассуждают жильцы дома 2ф.
Два дома с буквой «ф» в Мещерском стоят без фундамента, полы в помещениях давно прогнили, люди их латают за свой счёт. Крыши похожи на решето, поэтому регулярно протекают, отчего чердаки постоянно в воде. Перекрытия между этажами деревянные, а дырки в стенах настолько большие, что можно свободно поздороваться с соседом, проходящим по улице.
- У меня хронический пиелонефрит, я стою на учёте. Потому что жить в сырости и плесени просто невозможно. Мой сын находится на СВО, защищает Родину, а мы тут воюем с чиновничьим равнодушием, – едва сдерживая слёзы резюмирует Елена Макалова.
Женщина написала десятки писем в разные инстанции: следственный комитет, прокуратуру, Госдуму, правительство Московской области, аппарат президента. Но её обращения неизменно спускают местным властям, а чиновники штампуют отписки о капремонте, возможном признании здания аварийным при соблюдении ряда условий и т.д. Последняя надежда людей – общественный резонанс. Возможно, огласка, поможет пробить стену чиновничьего безразличия – крепкую, в отличие от стен их домов.
«Читают Все» №21 (219) от 18 октября 2024 г.