Его мечта - истребитель

Его мечта - истребитель
14 ноя 2019 3357

Их не называют участниками войны, хотя без их участия победить было бы сложно. Подростков, которые наравне со взрослыми рыли окопы, таскали на своих плечах бревна для сооружения противотанковых завалов, голодали, мерзли и умирали, сегодня остается все меньше. Константину Соколову 91 год. Он видел, как истребители и штурмовики отправлялись на войну с аэродрома Волосово.


Говорят, что именно отсюда был заброшен в тыл врага известный советский разведчик Николай Кузнецов – по легенде обер-лейтенант Пауль Зиберт.

Когда началась война, Косте Соколову было 13 лет. Младшему брату еще не исполнилось года, а средний готовился пойти в первый класс. Сегодняшний ветеран хорошо помнит события 22 июня:

- В те времена около каждого дома, где жили мальчики, стояли голубятни. И у меня тоже были свои птицы. 22 июня, помню, поймал соседского голубя и был рад, что есть вариант его обменять на деньги. Подхожу к дому друга, чтобы совершить сделку, а его мать, тетя Саша говорит: «Костя, беда какая, война началась». Тогда я еще не понимал масштабов трагедии.

Семья Соколовых жила в деревне Верхние Велеми Серпуховского района. Это сегодня официально здесь проживает всего 24 человека, а в 40-х годах был большой населенный пункт с сотней дворов. В первые дни войны всех мужчин призвали на фронт. Отец Константина был шофером и вернулся спустя 4 года без единой царапины, но с раненой душой. Много смертей пришлось ему повидать, как и его сыну-подростку.

- Всех женщин и работоспособных подростков после объявления о начале войны отправили сооружать оборону, чтобы враг не прорвался к Москве, -вспоминает ветеран. - Пилили деревья, валили их друг на друга, делая завалы, чтобы танки немецкие не прошли. Окопы копали в два ряда. Помню, как впервые нас бомбили. Мы как раз рыли окопы, когда немцы сбросили три бомбы. Воронки до сих пор остались. Тогда мне выбило пять зубов, губу зашивали в госпитале. Многих убило, мы же не понимали, почему такой гул стоял, поэтому не прятались.

Уже в конце 1941 года в 8-ми километрах от Верхних Велемей был построен аэродром НКВД под ведомством Лаврентия Берии в Волосово. Оттуда советские самолеты выполняли секретные рейсы за линию фронта, в тыл немецко-фашистских войск с разведчиками, диверсантами, необходимыми специалистами и грузами для партизан. С 1943 года аэродром стал резервом Ставки Верховного Главнокомандующего, где формировались новые и получали пополнение побывшие в боях штурмовики Ил-2 и истребители Як-9 перед отправкой на фронт.

И все военные годы большой аэродром в Волосово обслуживали два подростка из ближайшей деревни и две женщины средних лет. Среди них был и Костя Соколов.

- Тогда и началась тяжелая, рутинная работа. С утра, поев, что мать приготовит, мы отправлялись на аэродром. Летом – косили траву, зимой – убирали снег, чистили до земли. А снега было как никогда. Вывозили его на санях, мерзли, уставали, но чувствовали свою значимость. Не жаловались никогда, - рассказывает Константин Соколов.

Однажды мальчишек заметила женщина-офицер и пригласила к себе погреться и поесть. Она видела, что ребята вывозят снег с трудом, так как он падал с саней, и друзьям снова приходилось брать лопаты в руки. Женщина дала им старую плащ-палатку, которую впоследствии они стелили на сани. Благодаря такому настилу снег не проваливался между деревянных брусьев.

Игр тогда у мальчишек не было. Они сидели на танках, провожали уходивших на фронт солдат, слушали сообщения по радио и мечтали о мире.

- Уже весной 1945 года начали с фронта мужчины возвращаться: кто без рук, кто без ног. Они рассказывали, что победа близко, и мы каждую минуту ждали объявления о капитуляции немецких войск. В мае свершилось. Мы плакали, обнимали друг друга, кидали шапки в небо, - со слезами на глазах вспоминает ветеран.

Костя Соколов после войны окончил школу, отслужил в армии, женился и переехал в Чехов с женой и двумя детьми. Больше сорока лет мужчина отработал на местном Полиграфкомбинате. И всю жизнь он мечтает об установке монумента истребителю, чтобы увековечить память летчиков, которые начинали свой фронтовой путь на аэродроме близ Лопасни.

- Я добился только установки мемориальной доски в Волосово, но даже не помню, что там написано. А ведь танк в центре города стоит, почему нельзя истребитель поставить. Это же часть истории, которую нельзя забывать. Мало кто знает, что кроме прыжков с парашютом у аэродрома Волосово есть военное прошлое, - сокрушается мужчина.

Константин Степанович писал множество писем на имя президента РФ, председателя правительства с просьбой установить памятник истребителю, но никакого результата так и не добился. Сегодня у ветерана остается все меньше надежды увидеть, как власти увековечат подвиг летчиков. Да и рассказать о том, что происходило в дни Великой Отечественной войны в Волосово, кроме Константина Соколова, больше некому. История аэродрома в Чехове, видимо, останется только в архивных выписках.

Наталья КОБЗЕВА

Последний выпуск газеты

Сейчас читают

Жителей городского округа Чехов предупредили о временном отключении теплоснабжения  сегодн...

Поезд столкнулся с асфальтоукладчиком в Подмосковье

Электропоезд столкнулся с асфальтоукладчиком в округе Щёлково утром 21 ноября, пострадал водитель сп...

Подробный путеводитель по Испании и Португалии

Сайт служит всеобъемлющим путеводителем для тех, кто хочет исследовать богатое культурное наследие и...

Круглосуточная доставка цветов в Омске

На сайте можно выбрать букет, композицию или корзину с цветами, отфильтровав по различным параметрам...

Анализ продаж и лизинга оборудования SHACMAN

SHACMAN, известный бренд в сфере большегрузных автомобилей и машин, предлагает широкий ассортимент п...

Примите участие в опросе

  1. Какие товары и услуги, на Ваш взгляд, с начала 2024 года подорожали ощутимее всего?
    1. Самые основные и повседневные: продукты питания, гигиены, товары для детей. - 18 (85.7%)
       
    2. Бензин и автозапчасти. Содержать машину стало накладнее, думаю над продажей. - 2 (9.5%)
       
    3. Цифровая и бытовая техника. Кажется, с покупкой нового смартфона/ноутбука/микроволновки стоит поторопиться. - 1 (4.8%)
       
    4. Одежда и обувь. Всё чаще заглядываю не в бутики торговых центров, а в секонд-хэнд. - 0 (0%)
       
    5. Рост цен никак не отразился на моём достатке. - 0 (0%)