Она помнит первую прочитанную книгу. Это был «Маугли». Помнит имена всех учителей, коллег по работе и постоянно меняющуюся стоимость буханки хлеба. Мария Васильевна Прощенко исколесила практически весь Советский Союз, поменяла десятки мест работы: от начальника паспортного стола до почтальона. В самые тяжелые годы она разводила скот и занималась перепродажей продуктов. Активная, красивая и образованная женщина в свои 94 года вознамерилась вернуться в родной город Енакиево, потому что в Чехове, несмотря на наличие удостоверения ветерана и участника Великой Отечественной войны, она официально - никто.
Родилась Мария Васильевна в Харьковской области в 1925 году. В 7 лет семья переехала в Грозный. Начался голод, и девочка со слезами на глазах ходила по улицам с протянутой рукой и просила у прохожих хлеба. На долгие годы хлеб стал любимым лакомством для Марии Прощенко.
- Когда мне было 10 лет, наша семья переехала в поселок Электровоз - будущий город Ступино. Мама участвовала в строительстве. Жили в бараке в комнате № 24 на втором этаже. Я ходила в школу, была октябренком и пионером, очень активно жила всегда, - рассказывает Мария Прощенко.
Когда Мария училась в седьмом классе, началась война. Женщина помнит, как людей охватил страх.
- Ступино окружен лесом. Уже в конце июня над городом начали летать фашистские самолеты. Мы все прятались в лесу, бегали из стороны в сторону, уходя от пуль. Помню, сирена страшно гудела. А уже 23 июня я пошла работать лаборанткой в механический цех засекреченного авиационного завода, - вспоминает ветеран.
В конце 1941 года всю молодежь из Ступино отправили на земляные работы - строить запасную железную дорогу Серпухов-Подольск. Приходилось рыть огромные ямы глубиной два метра, затем делался подкоп, в который закладывали селитру и аммонал. Потом почву взрывали, и хрупкие девочки разносили землю и разравнивали поверхность. 16-летняя Маша, как и весь стройотряд, ела только раз в сутки. Кашу, чай с сахарином и 500 граммов хлеба получали только те, кто выходил на строительство.
- Мы жили с соседкой Катей, спали за печкой на фуфайках. Помню, как она заболела и не ходила на работу, и ей не давали паёк. Тогда она выкапывала в полях мерзлую картошку, мыла ее и ела. Даже со мной делилась. Было очень вкусно, - вспоминает Мария Васильевна.
В октябре 1942 года строительные работы на железной дороге закончились, и всех вернули на завод. В цехе работали одни девчонки, смена длилась 12 часов. Но, как вспоминает Мария Прощенко, была железная дисциплина: никакой суеты и споров с начальством, на работу все приходили вовремя, в противном случае – трибунал. Судили всех, независимо от возраста и пола. На заводе Мария работала на так называемой «подвеске». Девушки таскали по всему цеху четырех- и двухметровые металлические шпалы, перевязанные цепями. Но никто не жаловался. Все понимали, ради чего приходится работать и голодать. Ждали окончания войны и верили в победу.
В мае 1945 года после тяжелого дня всех работников завода собрал директор и сообщил об окончании войны. Это было настоящее счастье для людей - они обнимались, поздравляли друг друга.
Красивой 20-летней девушке на заводе пообещали повышение, и она не хотела покидать подмосковное Ступино. Но ее отец решил по-другому и увез всю семью сначала в Валуйки, а потом в деревню Тополи Харьковской области. Девушка не видела будущего в селе и, продав кружева, которые сама связала, уехала по совету знакомых, в украинский город Енакиево. Там Мария Прощенко устроилась делопроизводителем, вышла замуж и родила детей. Работала начальником паспортного стола, затем обычным почтальоном. В трудовой книжке множество записей: была няней в детдоме, сестрой-хозяйкой в больнице, рабочей на мельнице. Параллельно воспитывала троих мальчишек, разводила скот и ходила на рынок продавать сахар и макароны.
Несколько раз женщина пыталась поменять место жительства. Жила в Казахстане, на Севере, но всегда возвращалась в Енакиево. Здесь выросли дети и похоронен муж. И здесь в 2014-м году началась война.
- От нас Горловка в 18 километрах, Дебальцево в 20-и. Бомбили сильно, город очень пострадал: разбили школу, училище, многие дома. Но мой двор несчастье миновало, - рассказывает Мария Васильевна. - Эта война страшнее Великой Отечественной. Тогда мы знали, за что переживали людские потери и голод.
В 2014-м году сын Марии Прощенко забрал мать к себе в пригород Чехова. Но долго женщина не смогла вне дома и в 2015-м вернулась обратно в Енакиево. Жить там стало очень тяжело, говорит ветеран. Пенсия чуть больше 3 000 рублей, из них 1000 рублей уходит на оплату газа, а остальное на лекарства.
В начале прошлого года Мария Прощенко вновь приехала в Чехов. По настоянию сына, начала заниматься оформлением документов, ведь официально она гражданка Украины. Но почти за полтора года свое присутствие в России так и не узаконила.
- Мне просто надоело быть на иждивении сына и внуков. Здесь я никто. Мы думали, что для ветеранов, которые вынуждены переехать к детям в Россию, есть льготные очереди или оформление гражданства, но нет,- сокрушается ветеран Великой Отечественной войны. - Сейчас мы спустя год и два месяца только сдали документы на вид на жительство. В течение полугода будет принято решение.
Сегодня Мария Васильевна Прощенко ни для кого не хочет быть обузой. Женщина просит детей отвезти ее обратно в Енакиево. Ветеран говорит, что в ДНР она уважаемый человек, а здесь живет на птичьих правах.
Про историю Марии Прощенко узнал местный депутат Юрий Буров. В канун дня Великой Победы он навестил участника Отечественной войны, поздравил с праздником и вручил подарок от имени совета депутатов и администрации городского округа Чехов.