В Подольском городском суде идёт оглашение приговора по уголовному делу в отношении бывшего главы бывшего Серпуховского района Александра Шестуна. Процесс ведёт судья Татьяна Юферова. «Чехов Вид» следит за ходом судебного заседания (трансляция – ОКА.FM).
Напомним, в ходе первого дня вынесения вердикта Александр Шестун был признан виновным по делу о коррупции. Бывшему руководителю грозит до 20 лет колонии строгого режима и многомиллионный штраф.
Сегодня заседание в Подольском суде началось вовремя, ровно в 10.30. В зале суда, помимо стандартного набора в одного конвойного и четырех омоновцев в голубой форме, находятся еще двое неизвестных в черной форме и масках, полностью закрывающих лицо за исключением глаз.
Связь в зале для СМИ работает хорошо.
Судья Татьяна Юферова продолжает зачитывать приговор.
Судья ссылается на то, что Криводубский и Шестун были компаньонами по бизнесу, как доказательство незаконной предпринимательской деятельности, ссылаясь на фильм «Моя фамилия», который фигурировал в показаниях свидетелей, в частности, Кармозина.
Шестун: Клип, который видел Кармозин, снят в начале 2003 года как предвыборный ролик. Вы всех за дураков что ли считаете? Кармозин говорил в суде, что с Шестуном не общался! Откуда у вас такие выводы?
Татьяна Юферова продолжает зачитывать вердикт. Шестун же говорит не меньше самой судьи, комментируя практически каждый абзац. Он требует прекратить суд «клеветать и врать». Некоторые из высказываний и замечаний носят довольно резкий характер, что заставляет оживляться многочисленных журналистов, следящих за трансляцией из соседнего зала. Многие из реплик, которые вряд ли каждый день можно услышать в стенах суда, корреспонденты активно записывают, некоторые, особо резкие цитаты расходятся через мессенджеры.
Судья Юферова продолжает оглашать приговор по обвинению в мошенничестве и легализации. Оценив показания свидетелей Кармозина, Алексеевой, Девяткова и других из списка обвинения суд находит показания этих свидетелей последовательными и не противоречащими друг другу. Затем идет перечисление документов, исследованных в ходе судебного следствия, которые якобы подтверждают причастность и виновность Шестуна в совершении преступлений по ст. 159 и 174.1 УК России. Хотя каким образом доказательствами вины могут служить правоустанавливающие документы на земельные участки в деревне Борисово или изъятые из Управления Росреестра дела с положительным правовым заключением, остается неясным.
До оценки показаний свидетелей защиты очередь пока не дошла. Видимо, судья в конце укажет, почему отнеслась к ним критически. Нарушение принципа состязательности допущено Татьяной Юферовой не только в рамках судебного следствия, но и при оценке доказательств. Суд на стороне обвинения, усиливая позицию Генеральной прокуратуры, придумывает все новые доводы для того, чтобы отвергнуть показания свидетелей защиты. Необходимо отметить, что судья еще не зачитала даже половину приговора (общий объем составляет свыше 500 листов).
Комментируя историю с выделением земли в Борисово, Шестун напоминает: «Десять доследственных проверок было по участкам земли в Борисово, с выводами, что все законно и обоснованно. А с чего ваш свидетель сделал вывод, что там что-то аффилированно? Он что юрист, следователь?»
Касаемо все тех же 4 участков земли в Борисово, судья Юферова зачитывает, что, со слов свидетеля Кукушкина, в домиках сторожей были трещины между плитами, словом, он сомневается в капитальности этих строений.
Шестун дает реплику. Специалисты – начальник Регпалаты и БТИ, которые выдают свидетельства, сказали, что все было качественно – и плиты, и окна, и двери были. «Понятно, что это сказал зампрокурора Серпухова Кукушкин, а его отец проиграл мне предвыборную кампанию! Надо слушать специалистов, а не...» Далее следует нелицеприятный выпад в сторону свидетеля.
***
Слушать приговор Шестун решил лежа на лавочке.
Судья Юферова второй день подряд зачитывает приговор без маски. Александр Шестун делал ей замечания, однако судья проигнорировала их. Между тем, именно в качестве меры против пандемии слушателей вообще не допустили в здание суда, а для прессы выделили отдельное помещение, где ведется онлайн-трансляция.
Объявлен перерыв до 12.15.
***
Александр Шестун вновь комментирует слова судьи насчет незаконной льготной продажи участков в Борисово.
Шестун: Помойка была там, высоковольтка проходила, никому не была нужна! Поэтому и живем, как собаки. Самая богатая страна, живет, как не пойми что, потому что судят за то, за что медаль надо давать. СК и ФСБ несколько лет ездили, более 1000 обысков провели, всех запугали, но даже при этом люди не боялись здесь говорить, что их показания фальсифицируют! И даже показания этих людей, которые не испугались и заявили о фальсификациях, даже их слова тут искажают!
Теперь судья Юферова упоминает о том, что в градостроительном плане появилась страница с планом гипермаркета «Ленты».
Шестун: Вы процессуальные документы крутите-вертите... Градостроительный план, о котором вы говорите, они [органы следствия] подделали, они не изымали его оттуда [из администрации], вам же сказала свидетель Доронина. И все равно это называете процессуальным документом!
Реплики относительно судопроизводства со стороны Шестуна становится все хлеще, они уже на грани фола. Приставы и сотрудники суда заходят в зал для СМИ послушать то, что происходит на заседании.
Шестун возмущается тем, что у свидетелей обвинения слово в слово совпадают некоторые негативные показания, вплоть до запятых. Говорит о подтасовках.
«Шестун знал и осознавал», что домики сторожа несоразмерны площади земли – читает судья Юферова в контексте обвинения по ст.159 УК России.
Шестун: Что я знал? Что осознавал? Я сразу созвал совещание, и свидетели Слухай и Соколов вам это подтвердили, когда узнал о домиках сторожа. Ко всему прочему, что это законно было!
Шестун возмущен, почему суд не затребовал биллинг телефона свидетеля Соколова, чтобы подтвердить, что Шестун ему не звонил 22 декабря по поводу подписания постановления о выделении участков.
Слова об ущербе муниципалитету от продажи участков в Борисово, Шестун также комментирует.
Шестун: Не ущерб причинили, а пользу причинили! А если еще учесть вынос коммуникаций...
«Свидетели знали, что Шестун их уволит, если они не подпишут постановление о земле», – читает судья. – «У ООО «Центр» была просрочка по аренде земли».
Шестун: ...Все говорили, что мы думали, что Шестун может уволить! Но никто не сказал, что Шестун кому-то говорил, что уволю! Алексеева, Осипов, Шейко – все говорили, что мы думали и на мой вопрос отвечали, что я не говорил им, что кого-то уволю!
Далее экс-глава Серпуховского района предлагает судье заглянуть в администрацию Подольска, чтобы убедиться, что просрочка арендной платы частое явление и достигает по договорам 70%.
Судья Юферова ссылается на слова свидетеля Слухая о несоразмерности домиков сторожей размеру участков земли в Борисово.
Шестун: Слухай снимал с себя ответственность, когда вам тут заявлял, что домики слишком маленькие. Он же заместитель по земле! Нет такого понятия соразмерности по земле! Нет! Вы же это знаете... В редакции Земельного кодекса 2010 года не было такого понятия!
Объявляется перерыв до 14.10.
***
Судья Юферова говорит, что Шестун не скрывал, что владел магазином «Браво» ранее. Шестун сразу парирует: «Конечно, не скрывал, только магазином в Большевике, а не в Борисово».
Общеизвестный факт, на который Александр Шестун указывал неоднократно, что до избрания главой Серпуховского района он был успешным коммерсантом и имел самый крупный магазин стройматериалов «Браво» в регионе (на то время). Однако судья данные заявления трактует как заявления о принадлежности «Браво-центра» в деревне Борисово.
Тем временем в зале трансляций для СМИ увидеть происходящее продолжают приходить работники суда. Женщина-пристав села даже в кресло судьи. Ранее приставы предупреждали журналистов и свидетелей, что садиться на это кресло даже для селфи не положено.
Судья цитирует свидетелей обвинения, показания которых признаны судом в качестве доказательств виновности Шестуна в совершении преступления, предусмотренного ст 174.1 УК России.
Примечательно, что показания свидетелей Соколова и Слухая признаны судом последовательными и непротиворечивыми. Однако оба свидетеля давали диаметрально противоположные показания относительно времени телефонного разговора между Шестуном и Соколовым.
Судья скороговоркой перечисляет имеющиеся в деле документы на земельные участки в деревне Борисово и объекты недвижимости на них, по три-четыре раза повторяя все кадастровые номера и документы, а также ссылаясь на одни и те же показания свидетелей. Как именно они могут подтверждать причастность подсудимого в совершении описанных в приговоре сделок, остается неясным.
Отсутствие весомых доказательств суд компенсирует свидетельскими показаниями Романа Кирика, протоколы допроса которого заняли полтора тома материалов дела. Показания свидетелей защиты толком судом не анализируются, как и в предыдущих двух составах Юферова ограничилась ссылкой на свое критическое отношение к этим доказательствам.
Шестун: Юферова не то что что-то недоговаривает, а просто врет! Человек тут отказывался от показаний в СК, они с Суховой [прокурором] давили на него, а он все равно отказывался. И для кордебалета нужны декорации – орки-гоблины, прекрасная невинная девушка Олеся [секретарь судебного заседания] в углу сидит, олицетворяя добро. В углу тюремный врач сидит, наевший щеки, объедая заключенных.
Судья Юферова зачитывает показания свидетелей о том, что замглавы района Соколов не присутствовал на совещании, где обсуждался протест серпуховской прокуратуры на продажу земли ООО «Центр». Шестун возражает: «Тут же Филатова-Петровичева утверждала, что он был на совещании!»
Судья полностью игнорирует многочисленные и значимые противоречия в показаниях свидетелей.
Далее идет речь о разного рода земельных участках. Слышна реплика Шесуна: «Подольские» в Прилуках продали первую линию земли перед Окой лохам, которые не поняли, что эта территория затапливается каждую весну. «Подольские» всегда м…ми были, поэтому так сделали! А мне жители Прилук письмо прислали, пожаловались».
***
Судья Юферова подробно цитирует показания свидетелей обвинения.
Шестун: Для чего это нужно? Действительно, интересно, как десятый свидетель мог слово в слово повторить показания предыдущих. Судья ссылается на показания свидетелей на судебном следствии. Однако показания слово в слово дублируют содержание обвинительного заключения. То есть судья Юферова значительно упростила себе задачу: более 10 раз скопировав один и тот же абзац из обвинительного заключения в обвинительный приговор.
Шестун требует ссылаться на показания свидетелей, данные в суде, а не в Следственном комитете, к тому же свидетели отказались от показаний в Следственном комитете.
***
После перерыва Александр Шестун выступил в суде с заявлением, обратившись к судье Татьяне Юферовой. Он предложил, чтобы чтобы она обратила внимание на то, что сейчас происходит в Белоруссии. Затем напомнил об угрозах от Кремля и ФСБ, которые поступили ему перед арестом, что от него требовали написать заявление об отставке. В качестве «наглядного свидетельства прогнивших институтов управления» Шестун приводит пример с трусами Навального. «Крупнейший провал ФСБ», – заявил Шестун.
Бывший глава района вещает о «коррумпированном губернаторе Подмосковья Воробьеве, о его строительной компании «Самолет» – крупнейшем застройщике», о непомерных тратах на пиар и вертолеты, чего упорно не видят правоохранительные органы.
При этом судья продолжает зачитывать обвинение.
Шестун: Вы – марионетка! Никакой чести и совести у вас нет. Позорите себя и свои семьи! А ваши дети всегда будут жить под клеймом детей убийцы! Вас достанут откуда угодно! Вы будете отвечать перед судом Божьим и не только. Будете стоять и дрожать! Вы не сможете так смело выступать, как я! Как моих детей в масках с автоматами вырывали из кроватей, так и вас будут! Так же и вы будете мучиться в тюрьме! Никуда не денетесь от этого! Судья – самостоятельное процессуальное лицо. никто не вправе давать ему указания! Ни председатель Подольского суда, ни Верховного, ни президент! А вы выполняете указания! Никакой морали!
В этот момент судья на несколько мгновений перестает читать том, затем продолжает.
После пламенных речей Шестуна приставы поочередно начинают тяжело вздыхать и ерзать.
***
В ходе судебного процесса было допрошено около ста свидетелей было допрошено в суде. Судья Юферова в приговоре оперирует показаниями семи человек, основывая на них подтверждение виновности по всем четырем вменяемым статьям.
***
Объявлен перерыв в судебном заседании. Оглашение приговора будет продолжено 24 декабря в 10:30.