«Ложусь спать, вспоминаю всю свою жизнь, наплачусь и со слезами засыпаю», – утирает влажные глаза 86-летняя Зинаида Станиславовна Вержбицкая. Реабилитированная жертва политических репрессий и участница войны добивается выделения отдельного благоустроенного жилья с 2009 года. «Неужели даже на 70-летие Победы не найдут одну стандартную однокомнатную квартиру? Юбилей же ведь…», – недоумевает и ещё надеется ветеран.
Судьба долгожительницу не баловала. В 1938-м, когда Зине было десять лет, её отца расстреляли как «врага народа». Пятеро детей остались без кормильца. А через три года очередной удар – война. Вержбицкие оказались на оккупированной врагом территории Украины. Когда местность освободили от захватчиков, девочка-подросток в свои 15 лет, в 1944 году, сначала трудилась санитаркой в госпитале, а затем уборщицей и рассыльной в военторге, который принадлежал 18-ой действующей армии. Из Житомирской области с войсками в составе передвижного военторга юная работница добралась до самой Германии, где и встретила Победу.
– Прошла все ужасы войны, – говорит о себе очевидица тех страшных лет, получившая контузию.
Но и послевоенные годы были полны лишений. Своего угла у Зинаиды не было, скиталась по съёмным квартирам. Например, ухаживала за женщиной-инвалидом с проживанием в её времянке. Здесь у 37-летней «квартирантки» появился на свет ребёнок, которого по зову высшего женско- материнского предназначения родила для себя, не надеясь на помощь биологического отца. Да он и не хотел детей. Сына растила одна. Чтобы устроить его в ясли, «ночевала под обкомом», но всё же на приём попала и выбила, наконец, двухлетнему малышу место. Воспитала, дала образование. С выходом на пенсию «записалась на кооператив», копила деньги, но с развалом Союза и очередь испарилась, и сбережения пропали.
Благо, сын-выпускник Житомирского военного училища был распределён на службу в Чернецкое, где в 1989 году ему выделили квартиру на улице Победы. Но в этой двушке на 26,8 жилых квадратных метрах теперь ютятся он, его мать, жена и дочка. Пожилая женщина живёт в одной комнате с 11-летней внучкой.
– В подвале стоит вода, в квартире сыро, на стенах – грибок, даже одежда цветёт, дышишь этой гадостью, – сетует инвалид-сердечница II группы с кардиостимулятором, перенесшая инфаркт, онкологическую и другие операции. – Врачи говорят, что на первом этаже мне жить никак нельзя. Сначала сын подавал документы на расширение жилплощади, а через 20 лет проживания в стеснённых условиях участница войны стала и сама просить себе отдельное жильё, «чтобы хоть остаток жизни прожить по- настоящему». Но пороги обивает уже седьмой год.
Ветеран войны и труда с полувековым рабочим стажем обращалась к командиру части, в районную администрацию, в городскую прокуратуру, Министерство обороны России и даже в приёмную президента страны, а в некоторые инстанции не единожды.
– Военный городок Чехов-7 открыт, никем не принят, нигде не числится с 2006 года. Мы ничейные, – озвучивает главное препятствие бесквартирная.
А во-вторых, просительнице в официальных ответах указывали, что следует обращаться «по месту жительства», поскольку по закону «О ветеранах» обязанность по обеспечению жильём этой социальной категории, а также признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий возложена на органы местного самоуправления.
В администрации сельского поселения Стремиловское по вопросу Вержбицкой даже заседала комиссия. Однако…
– Сообщили, что жильё не положено, потому что у нас с учётом общей квартирной площади на человека приходится больше десяти квадратных метров. Насчитали лишних два метра! А где полагающиеся 36 ветеранских метров? – возмущена обладательница удостоверения участника войны.
Начальник сектора муниципального имущества СП Стремиловское Светлана Новикова пояснила, что согласно статье 15 пункта 3 федерального закона «О ветеранах», жильё предоставляется лишь тем из них, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий:
– На территории сельского поселения Стремиловское норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена в размере 10 квадратных метров. У З.С.Вержбицкой квартира площадью 42,1 м кв. Обеспеченность есть. При всём желании выделить ей квартиру мы не можем признать её нуждающейся. Она должна подойти под эту категорию. По статусу участника войны подходит, а по квадратуре нет. Мы лишь признаём нуждающимися, жильё предоставляется за счёт средств федерального бюджета.
Впрочем, Чернецкое в сельское поселение пока не передано, как и другие военные городки. Но администрация всё же рассматривает заявления жителей военгородка, принимает решения, а не отправляет людей в неизвестность. Вот только помочь здесь могут не всем. Так составлены наши законы.
Уж семь десятков лет, как нет войны. А её участники всё ждут новоселья, вынуждены выбивать себе угол, выступать в унизительной роли просителей... Увы, благодарность потомков имеет границы.
Елена ЛИХОВИДОВА
Последний выпуск газеты
Сейчас читают
Если раньше водители старались избегать покупки комплектующих китайского производства для автомобилей,...
Живые цветы с доставкой в Ростове-на-Дону
Rose Studio - надежный партнер для доставки цветов в Ростове-на-Дону. Они предлагают широкий выбор к...Frangipani - салон тайского массажа и спа
На сайте представлена информация о компании Frangipani и услугах, которые она предоставляет.Трубы стальные ППУ с ОДК: качественная изоляция для эффективной теплопередачи
Труба ППУ - труба, покрытая снаружи пенополиуретановой оболочкой. Основная функция такой конструкции...Важность профессиональных систем очистки воды для обеспечения чистой и безопасной воды
Вода – жизненно важный ресурс, необходимый для выживания. Будь то жилое, промышленное или коммерческое...Примите участие в опросе
-
Как Вы планируете распорядиться своими сбережениями в 2023 году?
-
Сбережения? Какие сбережения? - 37 (71%)
-
Вложусь в тушёнку и доширак – самая надёжная инвестиция. - 10 (19%)
-
Хотелось бы насладиться туризмом. Хотя бы внутренним. - 4 (8%)
-
Хорошо, если успею купить бытовую технику. Цены не ждут. - 1 (2%)
-
Сбережения? Какие сбережения? - 37 (71%)